для приезжих где? что? как?
КАК Я СТРОИЛ
сезонные работы
Регистрация



главная ПОСМОТРЕТЬ*ПОСЕТИТЬ*ПОБЫВАТЬ Картинная галерея имени Догадина

Астраханская картинная галерея имени П.М.Догадина, как и многие подобные провинциальные музеи страны, начала свою историю благодаря энтузиазму частного коллекционера, который искренне хотел сделать искусство более доступным жителям своего родного края.

Павел Михайлович Догадин, родившийся в семье астраханских купцов, получил хорошее образование и инженерную специальность. В начале 1910-х годов его очень увлекла идея создать в родном городе картинную галерею. Для этих целей он даже послал в Москву денежный задаток, чтобы известный коллекционер А.Г.Голиков приобрел ему несколько картин. В течение пяти лет, Догадину удалось расширить свои собрания до 130 произведений искусства. Мысли о передаче своих коллекций в собственность города стали посещать Догадина в 1916 году, однако, ему казалось, что коллекция все-таки не полностью сформирована, и он медлил. События революционного октября 1917 года заставили его принять окончательное решение. Переживая за дальнейшую судьбу своих собраний, Догадин отписал городу коллекции вместе с особняком и библиотекой. К сожалению, умер Павел Михайлович от тифа в 1919 году, в возрасте 43-х лет.

Открытие Астраханской картинной галереи состоялось в 1918 году, правда тогда ее название соответствовало идеологическим настроениям, царившим в послереволюционной стране, и было намного длиннее и сложнее чем сейчас – Картинная галерея и музей Совета Профсоюзов Астраханского края имени основателя П.М.Догадина. В первое время должность директора музея выполнял лично Догадин, подаренная коллекция которого и составила основу первых экспозиций галереи. Тогда в его коллекции находилось около ста полотен и графических работ русских художников.
В этот же период в фонды музея пополнились еще двумя частными коллекциями. Фарфоровые, стеклянные, скульптурные и живописные экспонаты принадлежали австрийскому консулу О.Я. Виблингеру и картины, принадлежавшие семье богатых астраханских рыбопромышленников Сапожниковых. Весьма обеспеченные Сапожниковы, до революции могли позволить себе тратить значительные средства на приобретение очень ценных произведений искусства. Например, какое-то время в их коллекции находилась «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. Но стихийное собирательство Сапожниковых было больше похоже на проявление лихого купеческого транжирства, чем на осознанную коллекционную деятельность. Поэтому они постоянно то ввозили в Астрахань картины, то вывозили их на продажу, как частным лицам, так и различным музейным учреждениям. Например, «Мадонна Бенуа» была продана Эрмитажу. Таким образом, к 1918 году собрание Сапожниковых состояло практически из одних фамильных портретов, которые представляли собою больше историческую ценность, нежели художественную.
В первые годы существования Астраханская картинная галерея располагалась непосредственно в особняке Догадина, который фасадом выходил на набережную речки Кутум.

картинная галерея

Но быстро пополнявшиеся фонды (за счет реквизированных у бывших дворян произведений искусства) уже к 1921 году заставили задуматься о новом помещении для музея. Вскоре музей переселился в более просторный особняк, принадлежавший до 1917 года купцу Плотникову. С тех пор и до наших дней Астраханская картинная галерея имени П.М.Догадина располагается именно здесь.
На сегодняшний день музейные фонды галереи насчитывают более 10 тысяч экспонатов. Наиболее богат и своеобразен отдел русского искусства. Посетители музея имеют возможность ознакомиться в этой экспозиции почти со всеми школами и направлениями, которые имели место быть когда-либо в русской живописи.

Начинается она, как и положено по хронологии, с небольшой, но ценной коллекции искусства Древней Руси, наиболее ценными экспонатами которой считаются иконы, датируемые 16 столетием. Экспонаты, иллюстрирующие творчество мастеров 18 столетия, большей частью являются портретами – традиционного жанра для того периода. Здесь представлены работы, как неизвестных авторов, так и весьма именитых – Левицкого, Рокотова, Боровиковского.
В следующих экспозиционных залах представлены экспонаты, посвященные творчеству 19 столетия. Открывают ее работы Тропинина, Брюллова, Щедрина. Далее следуют многочисленные полотна, принадлежащие художникам-передвижникам. Следует заметить, что почти все полотна из «передвижнического» собрания были приобретены лично Догадиным. Бесспорной жемчужиной собрания Астраханской картинной галереи являются картины, написанные в жанре русского пейзажа 19 столетия. Здесь можно увидеть великолепные работы, выполненные Куинджи, Саврасовым, Шишкиным, Поленовым, Левитаном. Среди этих маститых мастеров с особенным трепетом Догадин относился к полотнам Левитана.

Творчество художников на рубеже 19-20 столетий представлено в музее работами Серова, Головина, Нестерова, Врубеля, Борисова-Мусатова, Коровина и, конечно же, Сомова.

С 1938 года в музее был открыт отдел, посвященный советскому искусству. Некоторое время музей носил имя Б.Кустодиева, также уроженца Астрахани, но к собранию музея отношения никакого не имевшего. Поэтому в 2007 году было принято справедливое решение о возвращении музею первоначального имени Догадина, тем более что память о Кустодиеве и так увековечена созданным в Астрахани домом-музеем.

Обновлено (29.03.2012 14:54)